Предстоящая «историческая» сессия парламента Кубы, на которой будет избран новый лидер страны, практически никак не повлияла на повседневную жизнь простых кубинцев.

Начало сессии было запланировано на четверг, однако «в связи с ее значимостью» Государственный совет постановил начать ее на день раньше. Сессия может продлится один-два дня.

Ожидается, что Рауль Кастро на предстоящей сессии сложит свои полномочия председателя Государственного совета и Совета министров страны, после чего лидером Кубы впервые за почти шесть десятилетий станет человек с другой фамилией.

Смена власти во многом была предопределена решением самого Рауля. Именно он предложил ввести возрастные ограничения для занимающих посты в государственном руководстве, а также ограничил срок пребывания на таких должностях пятью годами.
Кроме того, он сам неоднократно заявлял, что в апреле 2018 уйдет с высших государственных постов.

Кубинцы в целом сдержанно-позитивно отнеслись к этому решению, хотя оттенки оценок были разными.

Некоторые убежденные коммунисты — в основном старшего возраста — считают, что только «историческое поколение», помнящее, что такое вооруженная революционная борьба, способно обеспечить сохранность прежних завоеваний.

Представители появившегося несколько лет назад «малого бизнеса» — как хозяева простых кафе у дорог, меню которых написаны краской на фанерных листах, так и владельцы ресторанов в роскошных гаванских особняках, — рассчитывают на дальнейшую либерализацию условий для ведения дел.

Обычные люди, не связанные руководящими постами, далекие от бизнеса и не имеющие финансовой поддержки родственников из-за рубежа, не теряют робкой надежды, что смена эпох в руководстве страны принесет увеличение пенсий и зарплат в госсекторе, снижение цен на товары в магазинах и хоть небольшое, но улучшение жизни.

При этом и «новые», и «старые» кубинцы понимают, что скорых результатов ждать не стоит. На Кубе привыкли к сформулированному Раулем Кастро принципу реформ «не спеши, но не останавливайся», и воспринимают его как данность.

Но есть и те, кто равнодушен или пессимистичен в отношении перемен. С одной стороны, это известные критики системы и представители неформальных организаций, которые Куба обвиняет в попытках подрыва государственных устоев на деньги из-за рубежа. С другой стороны — те, кто не может реализовать себя в условиях экономики кубинского образца, или те, кому не близки социалистические идеалы и претит соответствующая риторика.
Правда, последние чаще уезжают, хоть и не насовсем — после либерализации соответствующего законодательства в 2013 году с Кубы можно выезжать и возвращаться практически без ограничений. Гражданство и все соответствующие имущественные права резидента сохраняются, если кубинец возвращается на остров каждые два года.

Обычная жизнь в канун перемен

Дни перед началом работы исторической сессии столица жила обычной жизнью. Малекон — гаванскую набережную — заливало водой из-за поднявшихся на весенних ветрах волн. Пожилые и молодые любители бейсбола, — де-факто национальной игры Кубы, — традиционно эмоционально спорили недалеко от Капитолия, в своем излюбленном уголке, прозванном esquina caliente — «горячий перекресток».
Пешеходная улица Обиспо, как в любой другой день, бурлила переплетающимися потоками туристов и жителей Старой Гаваны, звенела сигналами велорикш, пахла жареным арахисом, предлагаемым уличными продавцами. Из баров и ресторанов звучала традиционная кубинская музыка, в кафе попроще из колонок был слышен латинский поп.

В известном кубинском спортивном зале Kid Chocolate проходил волейбольный матч между двумя школами. В расположенной рядом палатке-кафе вовсю торговали какой-то нехитрой выпечкой. Обычная жизнь исторического центра Гаваны.

Как в центре города, так и на окраинах, в основном, обсуждают бытовые неурядицы. На автобусных остановках, у палаток и магазинов оживленной улицы 10 октября — жилом районе, далеком от туристических достопримечательностей, — народ, как кажется, гораздо более озабочен домашними делами и насущными проблемами, чем предстоящей сменой эпох в правительстве страны.

За два дня до начала сессии на одной из центральных площадей Гаваны прошел митинг, посвященный событиям 57-летней давности. Тогда, в апреле 1961 года, Фидель Кастро перед тысячами кубинцев объявил о социалистическом характере кубинской революции.

Самому вероятному кандидату на пост нового лидера страны Мигелю Диасу-Канелю сейчас также 57 лет. Он – яркий представитель нового поколения кубинских руководителей, не входящих в «историческое поколение» тех, кто вел вооружённую борьбу за свои идеалы.
О том, каким будет его президентство — ускорит ли он реформы или «закрутит гайки» во внутренней политике, остается только предполагать, поскольку последние годы Диас-Канель предпочитал держаться в тени вопреки занимаемому высокому посту.

Но в том, что система на Кубе останется социалистической, сомнений на острове нет ни у кого. Возможно, именно поэтому кубинцы продолжают спокойно жить своей жизнью.

По материалам ria.ru