Латинская Америка и Россия являются стратегическими партнерами. Такую убежденность в среду в эксклюзивном интервью корр. ТАСС выразила генеральный директор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) Татьяна Машкова.
«Россия и Латинская Америка, конечно же, стратегические партнеры», — сказала российский представитель. Она принимает участие в работе бизнес-миссии «Российско-кубинский деловой форум», организованной «на полях» 33-й Международной многоотраслевой гаванской выставки-ярмарки FIHAV-2015, которая в эти дни проходит в кубинской столице.
Партнерство как вызов
С одной стороны, отметила Машкова, лозунг «Латинская Америка — стратегический партнер России» дает хорошие возможности для работы, с другой стороны, «это вызов для того, чтобы хорошо работать». По мнению специалиста, Латинская Америка очень нужна России «с точки зрения политической, геополитической». Но и экономическое сотрудничество, по словам Машковой, «очень важно и необходимо России». Но это, уточнила руководитель НК СЭСЛА, «не то экономическое сотрудничество, которое является естественным, как, например, пограничное сотрудничество». В этом смысле, полагает эксперт, «Китай для России куда более естественный партнер». Тем не менее, заверяет она, «нам совершенно необходимо, чтобы в этом полушарии у России постоянно был хороший партнер, друг».
Россия и Латинская Америка, еще раз подчеркнула российский представитель, конечно же, стратегические партнеры. «Но к этому лозунгу нужно относиться очень серьезно и осторожно, потому что в плане политическом, геополитическом это справедливо на все 100%, но в плане экономическом Россия и Латинская Америка должны быть стратегическими партнерами», — выразила свою точку зрения специалист.
Она считает это более правильным, потому что стратегическое партнерство предполагает совсем другой товарооборот. А на данный момент, по ее словам, товарооборот между Россией и Латинской Америкой «ничтожно мал». К тому же, «если посмотреть на дисбаланс, становится совсем грустно: Россия, как ни странно, куда больше импортирует из Латинской Америки, нежели экспортирует», добавила эксперт. «На протяжении многих лет структура российского экспорта-импорта одинаковая, — уточнила она. — Из Латинской Америки идут продукты питания и сельского хозяйства: рыба, вино, овощи, фрукты, а из России в Латинскую Америку — удобрения».
Сдвиги в товарообороте
В то же время сейчас подписан целый ряд новых соглашений, новых контрактов, и зампредседателя Делового совета Россия-Куба надеется, что «эта структура несколько изменится в ближайшее время». Так, Россия сейчас предоставляет Кубе большую сумму — 1,2 млрд евро на модернизацию четырех энергоблоков на теплоэлектростанциях «Максимо Гомес» и «Восточная Гавана». Кроме того, 100 млн долларов выделено на реконструкцию металлургического завода «Антильяна де асеро им. Хосе Марти». Это, по словам Машковой, «несколько украсит наши внешнеторговые показатели».
По ее словам, «есть подвижки и с Чили». Компания «КАМАЗ» все активней работает на латиноамериканском рынке. Тем не менее констатирует специалист, ситуация по этим автомобилям двоякая. «Наши грузовики, которые неоднократно выигрывали ралли и известны во всем мире, на латиноамериканском рынке оказываются очень дорогими», — уточнила она. По ее мнению, нужно думать об организации сборки этих автомобилей непосредственно в странах Латинской Америки. Кроме того, добавила эксперт, слабым местом российских поставок всегда было отсутствие сервисных центров и постоянных надежных стоков запчастей. По ее словам, крупные заводы сейчас пытаются решить эту проблему, понимая, что конкуренция очень высокая.
В Чили до конца 2016 года должно быть создано порядка семи сервисных центров «КАМАЗ», сообщила генеральный директор НК СЭСЛА. На рынке появится большой сток запчастей, чтобы обеспечить ими всю запланированную к поставкам технику. По словам Машковой, на Кубе «КАМАЗ» также заинтересован в сотрудничестве и представлен на острове практически постоянно через агентство экспорта Татарстана. Российская сторона рассчитывает на то, что в Особой зоне развития в порту Мариэль тоже будут созданы сервисные центры предприятия «КАМАЗ».
«Лада» возвращается в Латинскую Америку?
Следующим направлением сотрудничества, по словам российского представителя, могли бы стать автомобили «Лада». Долгое время они были очень востребованы в Латинской Америке. Теперь, чтобы поставлять их в Латинскую Америку, сперва необходимо изучить потенциальный спрос, считает специалист. В этих целях совсем недавно в Чили была завезена небольшая пробная партия — порядка 40 автомобилей, в том числе и для сертификации автомобилей на местном рынке, поскольку в партии представлены и новые модели. Как отметила Машкова, остается ждать, чтоб «эти автомобили опять пошли на чилийском рынке».
Если говорить о Кубе, уточнила эксперт, то у кубинской стороны есть заинтересованность попробовать их для туристической отрасли. Для этого, по словам Машковой, рассматривается возможность поставки «некоторого количества 7-местных автомобилей «Лада». «Если данный проект себя оправдает, в дальнейшем можно будет подумать о каком-нибудь следующем шаге», — подчеркнула она.
На весах — стремление и география
Россия и Латинская Америка заинтересованы друг в друге, утверждает специалист, но, возвращаясь к вопросу о стратегическом партнерстве, Машкова подчеркивает, что «стратегический партнер — это то государство, с которым возможно постоянное стабильное планомерное развитие торгово-экономических связей». «С Латинской Америкой мы только стремимся к этому, хотим, чтобы так было», — добавила она. «Латинская Америка обязательно нам нужна как партнер политический, геополитический, и мы Латинской Америке в этом плане, думаю, тоже интересны, — заключил специалист. — Но в отношении экономического сотрудничества, как бы то ни было, объемы торговли между Латинской Америкой, с одной стороны, США и Канадой, с другой, были и остаются гораздо большими. Даже с точки зрения географической это совершенно понятно и объяснимо».
Материал предоставлен: ТАСС, фото: Торгово-промышленная палата Российской Федерации