О легендарных лидерах революции в Латинской Америке Фиделе Кастро и Эрнесто Че Геваре рассказывает уникальная международная выставка, открывшаяся 2 марта в Ленинском мемориале.

Это вторая часть масштабного проекта, посвященного национальным героям разных стран. Выставки под общим названием «Символы Эпохи. Люди, изменившие мир» реализуются в рамках Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». В прошлом году ульяновцев познакомили с жизнью Карла Маркса, Махатмы Ганди, Хо Ши Мина и Мао Цзедуна. А в этом году, 2 марта, героями выставочного проекта стали команданте Фидель Кастро и пламенный революционер Эрнесто Че Гевара. 15 марта будет представлена экспозиция, посвященная борцу за права чернокожих Нельсону Манделе, а 29 марта — отцу турецкой нации Мустафе Ататюрку.

На открытие выставки о Фиделе и Че прибыл Чрезвычайный и Полномочный посол республики Куба Херардо Пеньяльвер Порталь. Он рассказал, что на Острове Свободы чтут память об этих деятелях, потому что они в борьбе отстояли независимость Кубы от США, повели страну по пути социализма, положили свои силы на то, чтобы сделать мир более справедливым, чтобы из него исчезли угнетение, голод и нищета. Их жизнь и деятельность до сих пор вдохновляют участников левого движения во всём мире.

Глава города Ульяновска Сергей Панчин поделился воспоминаниями о времени, когда он был в Гаване на ХI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1978 году. Тогда ему посчастливилось обменяться рукопожатием с Фиделем Кастро, когда тот посещал советскую делегацию.

— Мы видели, — рассказал Сергей Сергеевич, — как любят кубинцы своего лидера. Особенно запомнилась мне пламенная речь Фиделя Кастро. Она продолжалась четыре часа!

Для Посла республики Куба и участников церемонии открытия выставки старший научный сотрудник Ленинского мемориала Валерий Перфилов провёл первую экскурсию по экспозиции. На ней представлены не только редкие фотографии и документы, но и художественные произведения. Это графические работы кубинского художника Йосвани Мартинеса Переса, которые передало для выставки посольство Кубы в Москве. Также кубинская сторона подарила Ленинскому мемориалу книги о кубинских лидерах, памятную медаль, посвященную штурму казармы Монкада, с которого началась кубинская революция.

Ленинский мемориал добавил в экспозицию картины маслом советских художников Р.А. Диденко и Б.Г. Коржевского с портретами Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевара.

Среди участников открытия выставки были ульяновцы, побывавшие в 70-80-е годы ХХ века на Кубе.
Вот, например, что рассказала нашему корреспонденту Аврора Петровна Максимова:

— В 1971 году мне посчастливилось побывать в первом лагере кубино-советской дружбы. Я была в то время секретарем Железнодорожного райкома ВЛКСМ. На Кубе нашу делегацию из 30 человек поселили в одной из военных казарм. Очень тепло нас встретил сам Фидель Кастро, со всеми познакомился и поинтересовался, что бы нам хотелось увидеть на Кубе.

За две недели мы побывали во многих уголках острова. Для Кубы тогда преживала сложное время, страна находилась в изоляции, была карточная система. Но мы не замечали у кубинцев никакого уныния. Всюду были улыбающиеся лица, звучали музыка и песни, устраивались танцы. Люди жили на подъеме, у них была вера в своего лидера, которого все называли отцом, в то, что сейчас они закладывают своё будущее. И это был главный мотив, который звучал, с кем бы мы ни разговаривали.

Мы побывали в нескольких городах, воинских частях. На сахарном заводе удивились, почему сахар там сладкий, а не солёный, потому что увидели, насколько это тяжелый ручной труд. На заводе работали женщины, которые рубили сахарный тростник мачете. Побывали в учебном заведении для девочек, где обучение шло по типу наших суворовских училищ. Поразило, что под подушками учениц 10-11 лет лежали куклы, но при этом они демонстрировали неплохое владение оружием. Страна готовилась в случае необходимости отстоять свою независимость. Посчастливилось встретиться с кубинскими строителями, которые возводили наш Ленинский мемориал. Как они тепло вспоминали о том времени!

На Кубе было много наших специалистов, они говорили, что хотя и скучают по Родине, здесь им хорошо, к ним относятся как к родным. Мы побывали в нескольких офицерских семьях и видели, как их дети легко переходили с русского на кубинский: оба языка для них стали родными.

Фидель через день приезжал к нам в лагерь, интересовался, как нам живётся, всем ли мы довольны. Он был очень человечным, простым. Вспоминал, о своих поездках в Советский Союз. Говорил, что русские для него лучше, чем братья. Своим молодым людям Фидель ставил нас в пример: «Смотрите, как русские умеют любить Родину!» Когда решался вопрос, где проводить следующий лагерь, он сказал: «Везите моих в Сибирь!» И действительно, лагерь организовали в Братске, и мне там тоже посчастливилось быть.

Вместе с кубинцами мы ездили в Усть-Илимск, где заканчивалось строительство ГЭС, на Байкал, в Красноярск. В кубинской делегации были только юноши. В аэропорт Братска они прилетели в зимних шапках и пальто, хотя было лето. Думали, что раз едут в Сибирь, то надо одеться тепло. Они боялись купаться в Байкале и Енисее. Но у них были широко открытые глаза, и они удивлялись, как вокруг много земли и простора. Воспоминания о том времени у меня самые светлые и теплые. Кубинцы были для нас самым дружественным народом!

ultoday73.ru